ООО «Ленатурфлот» учреждено ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» в 2003 г. Целью создания самостоятельного подразделения являлось предоставление компании свободного пространства для развития экономической деятельности в сложном положении становления туристического рынка России.
На протяжении восьми лет Компания эксплуатировала теплоход «Демьян Бедный», который, по сути, являлся визитной карточкой Республики Саха (Якутия). На теплоходе «Демьян Бедный» проводились всевозможные совещания, конференции, встречи федерального, а также международного уровня.
В конце 2010 г. перед ООО «Ленатурфлот» была поставлена задача повысить эффективность работы компании путём расширения географии пассажирских перевозок и повышения привлекательности речного туризма. Утверждается план модернизации т/х «Демьян Бедный». Компании передаются скоростные пассажирские суда и дебаркадеры Пеледуйского филиала ЛОРП.
С 2011 г. Ленатурфлот начинает эксплуатацию пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета-222», «Полесье-112» на линии Ленск – Витим. По итогам первой половины навигации принимается программа модернизации скоростного флота в результате которой уже к концу навигации приобретаются и доставляются в Пеледуй из европейской части России теплоходы «Восход-38», «Восход-53» и «Полесье-36».
В июне 2012 г. теплоход «Полесье-36» выходит на новую пассажирскую линию Хандыга – Усть Мая, в компанию возвращается пассажирский теплоход «Механик Кулибин», курсирующий по маршруту Якутск – Тикси. Завершается формирование нового облика т/х «Демьян Бедный». В июле «Ракету-222» заменяет более современный «Восход-38». В целях обеспечения возможности срочной эвакуации пассажиров и членов экипажей судов, а также мониторинга водной поверхности во время ледовых и паводковых явлений, приобретён вертолёт Робинсон R-44, который принимает участие в обеспечении безопасного отстоя флота ЛОРП на случайных отстоях. Решены вопросы базирования и организации его работы.
В 2013 г. к среднеленской линии присоединяется транзитный маршрут Ленск – Олекминск . На линию выходит модернизированный теплоход «Восход-53». Общая протяжённость обслуживаемых транзитных пассажирских линий достигла 2700 км. На случай установления критических глубин на средней Лене приобретается т/х «Полесье-12». В июле ОАО «ЛОРП» выкупает круизный теплоход «Михаил Светлов» проданный в 1999 г. компании ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» и передаёт его в управление Ленатурфлоту. Впервые за постсоветский период количество круизов до Тикси увеличивается до трёх. В целях обеспечения доступности продовольствия и товаров народного потребления для населения нижней Лены с августа организованы регулярные перевозки грузов теплоходом «Петр Вахромеев» (бывший плавмагазин) на линии Якутск – Тикси.
В 2014 г. Ленатурфлот становится туроператором т/х «Михаил Светлов», вышедшим в навигацию после значительного повышения комфортабельности (по проекту модернизации т/х «Демьян Бедный»). Пассажирские перевозки прирастают линией Пеледуй-Киренск на которую выходит «Полесье-49» (бывшее Полесье-12). Общая протяжённость пассажирских линий составляет уже почти 3200 км. Завершается программа модернизации скоростного флота 2011-2014 гг., и на линии возвращаются модернизированные «Полесье-112» и «Восход-38».
В 2015 году в целях повышения эффективности деятельности Ленатурфлот реорганизуется в группу компаний. ООО «Ленатурфлот» выполняет функции управляющей компании; ООО «Ленатурфлот-СПК» — пассажирские перевозки судами на подводных крыльях (СПК); ООО «Ленатурфлот-К» — грузопассажирские перевозки (т/х «Механик Кулибин»); ООО «Ленатурфлот-Б» — круизы южного направления (т/х «Демьян Бедный»); ООО «Ленатурфлот-С» — круизы северного направления (т/х «Михаил Светлов»). Линия Пеледуй – Киренск продлена до Усть-Кута. Компания отказывается от эксплуатации наработанной линии Хандыга – Усть-Мая. Вновь возрождается круиз Якутск-Ленские Щёки-Якутск. В сентябре для создания резерва в Пеледуй из Красноярска прибывает «Восход-43». Правительством Якутии впервые принято решение о субсидировании эксплуатации т/х «Механик Кулибин» в полном объёме.
В 2016 году т/х «Михаил Светлов» стал центром новшеств: заменены два главных двигателя, что дало судну прирост скорости и улучшило его эксплуатационные качества; теплоход в июне выполнял роль детского лагеря, послужил площадкой для литературных чтений с участием Евтушенко Е.А.; в сентябре был также впервые выполнен коммерческий оздоровительный круиз с посещением Ленских Столбов и Буотомы; в круизах на Ленские Столбы и «Love is РЫБКА» с концертами выступил поэт и композитор Могилевский А.И.. «Демьян Бедный» в июле совершил беспрецедентный 17-суточный экспедиционно-рыболовный круиз в сопровождении вертолёта Еврокоптер ЕС-130 и целой флотилией лодок на борту по маршруту Якутск-о.Столб-Якутск. Весь пассажирский флот эксплуатировался также, как и в предыдущую навигацию, СПК были задействованы на трёх пассажирских линиях Усть-Кут – Пеледуй – Ленск – Олёкминск. Проведены сборочные работы на т/х «Восход-43».
В начале июня 2017 года т/х «Демьян Бедный» впервые выполняет круиз Усть-Кут – Соттинцы – Якутск с заходом на р. Витим и посещением туристами г. Мирный (перевозку туристов из-за маловодья на участке Усть-Кут – Красноярово осуществлял т/х «Полесье-112»). В долгосрочную аренду получены СПК «Полесье-71» и СВП «Нептун-10». Ленатурфлот восстанавливает пассажирские перевозки на линии Усть-Мая – Томмот (р. Алдан). Общая протяжённость пассажирских линий превысила 3800 км. На т/х «Механик Кулибин» заменяются дизель-генераторы. На Лене СПК выполняли перевозки на линиях Усть-Кут – Пеледуй – Ленск – Олёкминск. Помимо круизов на Ленские Столбы были также выполнены 4 круиза на Тикси и 1 на Ленские Щёки. Количество рейсов «Механика Кулибина», прошедшего значительный ремонт вновь достигло 8. В целях обеспечения пассажирских перевозок на Алдане в будущем (Томмот – Усть-Мая – Хандыга) приобретается т/х «Полесье-16» (переименован в «Полесье-51»), который вместе с т/х «Полесье-71» ставится на модернизацию. На зимний период «Михаил Светлов» поднят на слип для капремонта корпуса, ДРК, электрооборудования и автоматики.
В 2018 году ООО «Ленатурфлот» вновь становится единственным оператором своих судов. «Михаил Светлов» выйдя в срок из ремонта начал круизную навигацию. Т/х «Демьян Бедный» (весной получивший новый АДГ увеличенной вдвое мощности) выполнил круиз Усть-Кут – Сотинцы – Якутск по полной программе. Среди его туристов находилась и иностранная группа. В связи с уменьшением субсидирования опять прекращены пассажирские перевозки на линии Усть-Мая – Томмот (р. Алдан). Закончен основной объём капитального ремонта на т/х «Механик Кулибин» включающего замену подводной части корпуса и дизель-генераторов. На Лене СПК выполняли перевозки на линиях Усть-Кут – Пеледуй – Ленск – Олёкминск. Помимо круизов на Ленские Столбы «Михаил Светлов» выполнил 4 круиза на Тикси, а также традиционные круизы «Love is РЫБКА» и «Речная здравница». В сентябре на «Демьяне Бедном» на слипе проведён капитальный ремонт подводной чаcти корпуса и ДРК, сам теплоход оставлен на зимовку в Пеледуе.
В 2019 году работа компании была проведена без изменений. «Демьян Бедный» выполнил круиз «Усть-Кут – Якутск», «Михаил Светлов» — 4 арктических круиза в Тикси и рыболовный круиз «Love is Рыбка». Кроме того, каждый из них совершал круизы на Ленские Столбы. «Механик Кулибин» после замены набора и обшивки кормовой части корпуса в обычные сроки встал на линию Якутск – Тикси, совершив 8 рейсов за навигацию. В скоростных перевозках на линиях «Усть-Кут – Пеледуй – Ленск – Олёкминск» были задействованы 5 СПК, это Восход-38, -53» и «Полесье-36, -49, -112». В сентябре «Демьян Бедный» поставлен в Якутске на горячий ремонт для замены трёх дизель-генераторов судовой электростанции. В июне, в целях создания резерва, приобретён и доставлен в Якутск т/х «Полесье-11».
Предшественники ООО «Ленатурфлот»
Отдел пассажирских перевозок Ленского пароходства с давних пор организовывал круизы по Лене. Популярными в советские времена были круизные теплоходы: «Россия», «Механик Кулибин», а также пассажирские: теплоход «40 лет ВЛКСМ» и пароходы «Красноярск», «Благовещенск», «Хабаровск».
В 1986 году Якутская автономная советская республика согласно госплану получила современный австрийский теплоход «Демьян Бедный». Это событие вызвало большой общественный резонанс. Интерьер теплохода, комфорт, автоматические двери – все это вызывало неподдельное восхищение у журналистов и местных жителей.
В 1988 году в Якутию из Обь-иртышского речного пароходства перегоняют теплоход-близнец «Михаил Светлов».
Затяжной кризис после развала СССР поставил жирный крест на развитии пассажирского речного транспорта. За исключением теплохода «Механик Кулибин» теплоходы были списаны в начале и середине 90-х годов, пароходы сошли с линий в начале 2000-х.
В поиках мер по сохранению флота Ленское пароходство поставило себе задачу привлечь иностранных туристов для продвижения международного туризма в Якутии. Отделу пассажирских перевозок Ленского пароходства было поручено взять на себя эту задачу. Были заключены контракты со многими зарубежными турфирмами.
В 1991 году для продвижения иностранного туризма создается «Внешнеэкономическая фирма «Ленаречфлот», которая успешно эксплуатировала «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов». Наибольший объем туристов поставила крупнейшая туристическая компания Германии «Олимпия Райзен», которая вплоть до 2007 г. исправно сотрудничала с Ленским пароходством.
Кризис 1998 г. не оставил никаких шансов для ведения рентабельной эксплуатации круизных судов. Теплоходы «Демьян Бедный» и «Механик Кулибин» передаются в Службу загранперевозок ОАО «ЛОРП». Принимается решение поставить теплоход «Михаил Светлов» на консервацию. Годом позже «Михаил Светлов» решено продать крупнейшей горнодобывающей компании Якутии «АЛРОСА». Толчком к принятию такого решения послужил пожар и гибель находящегося на консервации пассажирского теплохода «Капитан Пономарёв» (бывший «40 лет ВЛКСМ»). Фирма «Ленаречфлот» ликвидируется. Теплоходы ежегодно приносят многомиллионные убытки, никакие меры по улучшению экономики судов не меняют ситуацию.
В 2003 г. руководство пароходства волевым решением создает дочернюю компанию «Ленатурфлот» для эффективной эксплуатации теплоходов.